Cостоялась читательская конференция по роману Захара Прилепина «Обитель»

       26 марта 2015 года в Центральном читальном зале библиотеки БГПУ им. М. Акмуллы состоялась читательская конференция по роману Захара Прилепина «Обитель».

   В мероприятии, организованной доцентом кафедры русской литературы Альфией Файзрахмановой, приняли участие студенты 1 и 4 курса русского отделения ИФОиМК БГПУ им. М. Акмуллы. Вел встречу зав. информационно-библиографическим отделом библиотеки БГПУ Петр Федоров.

     Конференцию открыла презентация студентки 4 курса Луизы Мухаметхановой «Новый реализм в современной русской литературе».
   О своих впечатлениях от романа З. Прилепина и истории Соловков рассказал доктор исторических наук, профессор ИИиПО БГПУ Марат Ямалов.   
      Студентки 4 курса Карина Казыева, Екатерина Евграфова и Алия Ахметханова представили презентацию «Соловки и русская литература ХХ века».    
     О жизни и творчестве Захара Прилепина было рассказано в презентации, подготовленной студентками 4 курса Лианой Асаевой и Риной Галеевой.
      Большой интерес собравшихся вызвала демонстрация пяти буктрейлеров о романе «Обитель», подготовленных студентами 4 курса. В них была представлена не только реклама романа, но и попытки его интерпретации.  
      В дискуссии по роману приняли участие как студенты, так и преподаватели, а также гости конференции. О жанровом своеобразии романа рассуждали студенты 4 курса Ляйсан Хутова, Дарья Суханова, Анна Мерзлякова и Лола Ергешева.
Профессор кафедры русской литературы БГПУ Гульназ Рамазанова отметила, что роман излишне растянут, образы героев плохо прописаны, даже концепция главного героя довольно невнятна и противоречива, а концовка произведения просто смазана.
       Старший преподаватель этой же кафедры Ирина Прокофьева в своем выступлении заметила, что это замечательный православный роман, продолжающий традиции русской классики и наполненный реминисценциями из многих произведений отечественной литературы.
Заместитель главного редактора журнала «Бельские просторы», писатель Светлана Чураева обратила внимание собравшихся на то, что роман Прилепина обращен к главной проблеме современной жизни – отношению человека с Богом. По ее мнению, это еще и книга об отцеубийстве. Причем убийство отца совершил не только Артем Горяинов, но и всё русское общество, убившее отцов нации – царей Александра IIи Николая II. На Соловки Артем попадает не за идею, а по уголовной статье за убийство отца. В этом отцеубийстве некоторые критики видят библейский мотив поругания Хамом своего обнаженного отца. Физическая смерть главного героя настигает его нагим после купания в озере, когда новые хамы в лице уголовников обрывают его жизнь. И эта гибель выглядит зеркальным возмездием за его отцеубийство.
      Сотрудник библиотеки БГПУ Петр Федоров высказал мнение о том, что в романе Захара Прилепина «Обитель» наглядно реализуется мысль Ф.М. Достоевского о том, что русский человек без веры – дрянь. Главный герой романа Артем Горяинов проявляет редкую приспособляемость и живучесть, проходя через все испытания Соловецкого лагеря. Но в его образе автор запечатлел печальную траекторию судьбы многих русских людей в ХХ веке, отвергнувших Бога и живущих по своему разумению. Всякий раз, когда Артем сталкивается с проблемами веры, он ловко ускользает от них, прикрываясь фразами о том, что души нет, а есть одна психология. Как отметил критик Карен Степанян, на Соловках могли выжить только святые и подонки. Обычный человек не мог приспособиться к этим страшным условиям и либо становился представителем вышеперечисленных категорий, либо просто погибал. Артем до последней возможности пытается балансировать в этом аду, но в конечном итоге губит свою душу. Пережив нечеловеческие испытания на Секирке, он уже не способен на любовь, для которой требуется настоящая вера. Побег с Галиной из лагеря наглядно демонстрирует его духовную смерть.  
       Читательская конференция выявила интерес преподавателей и студентов к творчеству Захара Прилепина. Думается, что она послужит хорошим стимулом к дальнейшей работе по изучению современной российской прозы.