«Главный герой – учитель»: образ учителя на страницах художественных произведений

Ценным источником информации о деятельности педагогов является художественная литература, которая всегда являлась зеркалом жизни общества, в ней очень чётко можно рассмотреть как положительные, так и отрицательные явления, происходящие в школе. Поэтому во многих художественных произведениях мы сможем найти образы учителей. Их портреты будут разными, ведь как нет двух похожих людей, так не может быть и одинаковых учителей. Их могут объединять общие качества. Качества как положительные, так и не совсем привлекательные. Но больше внимания всё-таки уделяется образам хороших, мудрых, понимающих учителей, которые играют важную роль в судьбе каждого человека.
Предлагаем вам познакомиться с подборкой книг раскрывающих образ учителя на страницах художественных произведений.

 Первый учитель: роман и повести / Чингиз Айтматов. - 2005. - 543 с. - (Красная книга русской прозы). - ISBN 5-699-11642-7 : 138.00. киргизская литература 20 в. (произведения)
Писатель рассказывает о человеке с большим сердцем, об учителе, жившем в аиле Куркуреу в Киргизии. Когда он только приехал туда, жители аила не могли понять, чем ценен этот человек для них. Образование не было чем-то важным, у них было много физической работы, этот труд кормил их. Так что ценность знаний не осознавалась, и зачастую родители были даже против того, чтобы дети учились и тратили на это время. Но учитель Дюйшен был отзывчивым, добрым и искренним человеком, который от души желал лучшего. Он сумел открыть сердца детишек и взрослых, показал, что быть грамотным важно и полезно, что это развивает и обогащает душу.  

Алексин, А. Г. Собрание сочинений. Кн.5. А тем временем где-то...:Повести и рассказы / А.Г.Алексин. - М. : Центрполиграф, 2001. - 441 с. - (Семейное чтение). - ISBN 5227011842 : 52.00. - Текст : непосредственный.
Главные действующие лица произведения «Безумная Евдокия» – одаренная ученица Оленька и учительница, которую девочка называет «безумной Евдокией». Учительница борется против эгоизма своей ученицы. Она считает, что «данный от Бога талант заслоняет человека от окружающих и это является основной причиной эгоизма». Но это не означает, что учительница пытается препятствовать развитию творческих способностей Оли, она пытается привить девочке другой, не менее важный, талант человечности.

Астафьев, В. П. Перевал; Кража: повести / В. П. Астафьев. - Москва: Детская литература, 1988. - 303 с.: портр., ил. - (Школьная библиотека). - 0.90. - Текст: непосредственный.
Повесть «Кража» о судьбе ребят, в довоенное время по разным причинам оказавшихся в детском доме. И надо сказать, что им очень повезло с директором, Валерианом Ивановичем Репниным, бывшим белым офицером, ссыльным, конечно. К своему неожиданному назначению на эту должность Репнин отнесся не просто со всей ответственностью, он воспринял его как новое испытание в жизни, как саму жизнь, которую нужно пройти достойно, с офицерской честью.

 

Быков, В. В. Обелиск; Дожить до рассвета: повести / В. Быков. - М.: Молодая гвардия, 1973. - ил. - 05.00. - Текст: непосредственный.
«Обелиск» рассказывает о непростой, трагической судьбе сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. Он любил свою работу и учеников, которые за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога. Таким был Алесь Иванович в мирное время. Когда же началась война, он не покинул родные места, не уехал скоропалительно в Минск вместе с райкомовцами, а добился разрешения у немецких властей продолжать работу в школе.

Васильев, Б. Л. А зори здесь тихие...: [повести] / Б. Л. Васильев. - Москва: Эксмо, 2020. - 672 с. - (Библиотека Всемирной литературы). - ISBN 978-5-699-94400-2: 465.00. - Текст: непосредственный.
В книгу вошла известная повесть «Завтра была война», в которой автор вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями. Подлинным учителем, старшим другом, наставником на всю дальнейшую жизнь стал для учащихся 9 «б» класса директор школы и учитель географии Николай Григорьевич Ромахин. Он жил делами и заботами своих учеников.

 

Железников, В. Чучело: повесть. – М: Дет. лит, 1988. – 190 с. - Текст: непосредственный.
Образ классного руководителя Маргариты Ивановны - неоднозначный. Со слов Елены Бессольцевой, главной героини повести, выглядит со всех сторон положительной. Она добрая, не слишком требовательная, располагающая к себе. Кажется, любит своих учеников и старается выстроить с ними доверительные отношения. Между тем Маргарита нечуткая и не такая уж внимательная к ним. Это учительница, выполняющая также обязанности классного руководителя, озабочена своими проблемами, своей личной жизнью и не замечает ничего вокруг. Важные события в жизни класса она легкомысленно игнорирует, классные проблемы кажутся незначительными на фоне её собственных. Несерьезное отношение к ученикам, их проблемам вызывает с их стороны аналогичную реакцию - а точнее, ее отсутствие - на ее действия.

Лиханов А.А. Повести/А.А. Лиханов. - Москва:Детская литература, 1982.-398с.- Текст:непосредственный.
Главная героиня в повести «Благие намерения»- молоденькая выпускница пединститута. Волею судьбы Надежду сразу после окончания пединститута отправляют в небольшой город, где она оказывается не преподавателем литературы, как ожидалось, а воспитательницей первоклассников. Ей достаётся младший класс в интернате, двадцать обездоленных детишек, которые жаждут не знаний, а любви и ласки. Вот как в такой ситуации можно не повиноваться сердцу и не попытаться помочь ребятишкам? Вот она и пытается, в силу своих возможностей. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты героини.

Пантелеев, Л. Республика Шкид / Л. Пантелеев, Г. Белых. - М.: Терра-Книжный клуб, 1999. - 463 с. - (Сокровища детской литературы). - ISBN 530002743Х: 80.00. - Текст: непосредственный.
Это добрая и весёлая история о мальчишках, которые в трудные годы революции и Гражданской войны попали в Школу имени Достоевского – исправительное заведение для беспризорных, об их воспитателях, о дружбе и первой любви. Авторы книги – бывшие воспитанники школы.

 

 

Распутин, В.Г. Уроки французского : повести и рассказы / В. Г. Распутин . - Москва : АСТ, 2022. - 320 с. - (Классика для школьников). - ISBN 978-5-17-120700-7:253.00.-Текст: непосредственный.
Герой рассказа приезжает из деревни учиться в райцентр, где находится школа. Живется ему трудно, голодно – время послевоенное. В районе у него нет ни родных, ни знакомых, он живет на квартире у чужой тети Нади. В один из трудных моментов на помощь мальчику приходит молоденькая учительница французского языка – Лидия Михайловна. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И счастлива, что ей удается этот обман.

Платонов, А. П. Избранное: для учащихся ст. классов средней школы / А. П. Платонов; сост., автор предисл., коммент. Н. Г. Полтавцева. - М.: Просвещение, 1989. - 368 с.: портр. - ISBN 5090029334: 12.00. - Текст: непосредственный.
Рассказ «Песчаная учительница» — одно из ярких произведений А. Платонова. События разворачиваются в 20-е годы XX века в селе Хошутове, «на границе с мертвой среднеазиатской пустыней», куда после окончания училища направили молодую учительницу Марию Никифоровну и где она «увидела тяжкий и почти ненужный труд, — потому что расчищенные места снова заваливало песком, — молчаливую бедность и смиренное отчаяние». От этой удручающей обстановки «крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной начала теряться и потухать. Долгие вечера Мария Никифоровна думала, что ей делать в селе, обреченном на вымирание». И она нашла
выход из положения: «В школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю».

Пушкин, А. С. Капитанская дочка: избранная проза / А. С. Пушкин. - Москва: Эксмо, 2014. - 560 с. - (Русская классика). - ISBN 978-5-699-36628-6: 300.00. - Текст: непосредственный.
В романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкин описывает преподавателя-самозванца Бопре, который «в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel, не очень понимая значение этого слова». Пушкин от лица Петруши Гринёва пишет, что Бопре был «добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности». Они с главным героем тотчас поладили, хотя вместо того, чтобы учить Гринёва говорить по-французски, по-немецки и всем наукам, Бопре предпочёл наскоро выучиться от него кое-как болтать по-русски, и потом каждый занимался своим делом.

Тендряков, В. Ф. Весенние перевертыши: повесть / В. Тендряков; рис. П. Пинкисевича. - 3-е изд. - М.: Детская литература, 1983. - 95 с.: ил. - (Школьная библиотека). - 10.00. - Текст: непосредственный.
В повести «Весенние перевертыши» сквозной темой проходит образ учителя – математика Василия Васильевича Васильева, которого ученики прозвали Вася – в – кубе. Он уже стар, который год грозится уйти на пенсию, но не уходит. Его внешний вид и грозный голос наводят ужас на новичков, но ребята постарше знают, что это обманчивое впечатление. Он всегда готов прийти на помощь.

 

Толстой, Л. Н. Детство. Отрочество. Юность / Л. Н. Толстой. - Санкт-Петербург: Азбука, 2014. - 416 с. - (Азбука-классика). - ISBN 978-5-389-03147-0: 120.00. - Текст: непосредственный.
Учитель Карл Иванович Мауер хоть и не является главным героем повести, играет очень важную роль в жизни Николеньки и, конечно же, влияет на дальнейшее мировоззрение героя. В повести Льва Николаевича Толстого «Детство» этому герою посвящена отдельная глава. Карл Иванович был именно тем учителем, который, по мнению писателя, способен развивать душу ребенка. Это хорошо образованный человек, профессионал, любящий преподавание и детей.

 

Фонвизин, Д. И. Комедии. Прозаические произведения / Д. И. Фонвизин; [вступ. ст. и коммент. Э. Л. Афанасьева]; рис. А. Н. Белова. - М.: Детская литература, 2005. - 221 с.: ил. - (Школьная библиотека). - ISBN 5-08-004083-1 : 40.00. - Текст: непосредственный.
В классицистической комедии о Митрофанушке, который «не хотел учиться, а хотел жениться», сатирик Фонвизин метко описал нерадивых учителей, которые отбили у ребенка всю тягу к знаниям. Именно таких учителей описывает Фонвизин в образах отставного солдата Цыфиркина, ставшего учителем арифметики, семинариста-недоучки Кутейкина и кучера Адама Адамыча Вральмана, который должен был обучить Митрофана французскому.

 

Чехов, А. П. Повести и рассказы / А. П. Чехов; [вступ. ст. И. А. Бунина]. - М.: Эксмо, 2009. - 656 с. - (Библиотека всемирной литературы). - ISBN 978-5-699-34384-3: 246.15. - Текст: непосредственный.
Главного героя, учителя Беликова, Чехов наделяет следующими чертами и качествами: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтоб очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой. Одним словом, у этого человека наблюдалось непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний.