«УЧИТЕЛЬ, ЧЕЛОВЕК, ПИСАТЕЛЬ: КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ» (К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К.Д. УШИНСКОГО) (1823-1870)

«Сделать как можно более пользы моему
Отечеству – вот единственная цель моей
жизни, и к ней-то я должен направлять
свои способности».
К. Д. Ушинский

Константин Ушинский родился 2 марта 1823 года (по новому стилю), а по некоторым данным в 1824 году) в Туле, в небогатой дворянской семье. Отец, Дмитрий Григорьевич Ушинский, участник Отечественной войны 1812 года, отличился в Бородинском сражении. Мать, Любовь Петровна, занималась воспитанием сына, благодаря ей мальчик был сразу принят в III класс гимназии. После окончания гимназии в 1840 году Константин Ушинский был принят на юридический факультет Московского государственного университета.
В 1846 году Константин Ушинский получает назначение в Ярославский юридический лицей на должность профессора энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов. Здесь он проявил себя как ученый-энциклопедист и талантливый лектор.
В 1855 году он получает должность сначала преподавателя словесности и законоведения, а затем и инспектора Гатчинского сиротского института. В результате введенных Ушинским новшеств количество оставленных на повторное обучение учеников сократилось в два раза.
В 1856 году К. Д. Ушинский был назначен инспектором классов в Смольный институт благородных девиц. И здесь он ввел усовершенствования в учебно-воспитательный процесс, но в 1862 году был удален из института по доносу и отправлен за границу для «изучения постановки там женского образования».
Периодом его наибольших научных и творческих свершений были шестидесятые годы. Выдающимся событием в истории отечественной педагогики стала книга «Детский мир», опубликованная в 1861 году. Хрестоматия «Детский мир» предназначалась для чтения на уроках русского языка в начальной школе.
В 1864 году было напечатано «Родное слово», успех которого превзошел все ожидания. Эта книга стала одной из самых распространенных в народной школе. В основу ее легли принципы постепенного и систематического развития ребенка.
В западноевропейских странах Константин Ушинский изучал системы образования и не прекращал заниматься научно-исследовательской деятельностью. Он публиковал статьи в научных журналах, главной жизненной задачей стало научное обоснование педагогики, которое было дано в его главном научном труде — «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». Первый том вышел в 1868 году. Через несколько лет вышел второй, а третий остался незаконченным.
Последней прижизненной публикацией в 1870 году была статья «Общий взгляд на возникновение наших народных школ».
Именем Константина Дмитриевича Ушинского названа Научная педагогическая библиотека, основанная в 1925 году. В настоящее время это Информационный центр «Библиотека имени К. Д. Ушинского» РАО.
Предлагаем вашему вниманию наиболее известные труды К.Д. Ушинского.

Ушинский, К. Д. Родное слово в 2-х ч. Часть 1 : - / К. Д. Ушинский. - Москва : Юрайт, 2022. - 233 с. - (Антология мысли). - ISBN 978-5-534-07262-4 : URL: https://urait.ru/read/492531

Книга включает в себя комплекс педагогических материалов, объединенных общим названием «Родное слово». Это одна из наиболее известных работ автора, востребованная в современном образовательном процессе и входящая во многие программы по педагогическим дисциплинам. Книга состоит из двух частей. В первую часть вошли советы родителям и наставникам о преподавании родного языка и материалы для детей младшего школьного возраста (первый и второй год обучения). Во второй части представлены работы для третьего года обучения (первоначальная практическая грамматика и хрестоматия), а также руководство к преподаванию по «Родному слову».

Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы : - / К. Д. Ушинский. - Москва : Юрайт, 2022. - 258 с. - (Антология мысли). - ISBN 978-5-534-07424-6 : URL: https://urait.ru/read/491429

Произведения, вошедшие в данный сборник, включены во многие программы по истории педагогики. Издание имеет образовательную, научную, историческую ценность и составляет фундамент современной отечественной педагогической литературы. В книге представлены в хронологической последовательности работы К. Д. Ушинского по общетеоретическим вопросам педагогики, работы, раскрывающие его теорию первоначального образования, которая была положена в основу классических учебных книг «Детский мир» и «Родное слово».

Ушинский, К. Д. Педагогическая антропология в 2 т. Том 1 : учебник / К. Д. Ушинский. - Москва : Юрайт, 2022. - 449 с. - (Антология мысли). - ISBN 978-5-534-08619-5 : URL: https://urait.ru/read/492532

В книге представлен фундаментальный труд К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», ставший впоследствии известным под сокращенным названием. В нем изложены важнейшие результаты добытых к тому времени наукой знаний о природе человека и закономерностях его физического и психологического развития. Книга состоит из двух томов. В первый том вошла физиологическая часть и первый раздел психологической части — «Сознание». Во втором томе представлены разделы «Чувствования» и «Воля».

Ушинский, К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избранные сочинения : - / К. Д. Ушинский. - Москва : Юрайт, 2022. - 354 с. - (Антология мысли). - ISBN 978-5-534-09726-9 :URL: https://urait.ru/read/492535

В книгу вошли сочинения, написанные в 1860-х годах. В них развивается понятие труда как необходимого условия, а готовность к нему рассматривается как главная цель воспитания. Эти работы охватывают широкий круг социально-педагогических, дидактических проблем. Большое место в них занимают вопросы психологии и методологии педагогики.

Ушинский, К. Д. Детский мир и хрестоматия в 2 ч. Часть 1 : - / К. Д. Ушинский. - Москва : Юрайт, 2022. - 203 с. - (Антология мысли). - ISBN 978-5-534-08591-4 : URL: https://urait.ru/read/492530

В книгу входят работы «Детский мир» и «Хрестоматия», которые с методической точки зрения представляют собой единое произведение. Это наиболее известное сочинение автора, по-прежнему востребованное в образовательном процессе и включенное во многие программы по педагогическим дисциплинам. Книга состоит из двух частей, отражающих внутреннюю структуру произведения. Первая часть предназначена для детей 8—12 лет, вторая — для детей 13—14 лет.

Ушинский, К. Д. Проблемы педагогики : Сборник / К.Д.Ушинский; сост. Э.Д. Днепров. - М. : УРАО, 2002. - 592 с. - (Новая педагогическая биб-ка). - ISBN 5204002847. - Текст : непосредственный.

Настоящее издание сочинений К.Д.Ушинского наиболее полно и представительно за последние десятилетия знакомит читателя с наследием основоположника русской национальной школы и научной педагогики в России, раскрывает значение этого наследия для современности. Первая книга издания включает в себя труды К.Д.Ушинского по теоретическим проблемам педагогики. Вторая - его работы по вопросам реформирования и развития отечественной школы. Третью и четвертую книги составляет фундаментальный труд К.Д.Ушинского, который является вершиной его творчества и не имеет аналога в мировой педагогической литературе – «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Ушинский, К. Д. Избранные труды : в 4 кн. Кн. 4. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский ; [сост., авт. ст., прим. и коммент. Э. Д. Днепров]. - М. : Дрофа, 2005. - 541 с. - (Высшее педагогическое образование). - ISBN 5-7107-8999-2(кн.4). - ISBN 5-7107-9559-3. - Текст : непосредственный.

В книге публикуется продолжение (начало в книге 3) главного научного труда К.Д. Ушинского – «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В нее вошло окончание второго тома названного труда, а также материалы, наброски, заметки к третьему, незавершенному тому. Кроме того, представлены программы педагогического курса, составленные для женских учебных заведений.
Для студентов высших педагогических учебных заведений и всех, кого интересуют проблемы отечественной педагогики и ее история.

Ушинский, К. Д. Воспитание человека / К. Д. Ушинский. - М. : Карапуз, 2000. - 256 с. : ил. - (Педагогика детства). - ISBN 5-8403-0040-3. - ISBN 5-7995-0590-7. - Текст : непосредственный.

В книге представлены избранные статьи и фрагменты научно-педагогических трудов великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского (1823–1870), относящиеся к ребенку-дошкольнику, его воспитанию и развитию. Сюда же включены выдержки из его знаменитых книг для детского чтения «Родное слово» и «Детский мир», являющиеся своего рода энциклопедиями элементарных, доступных пониманию ребенка знаний.
Предназначенная родителям и воспитателям, книга является пособием в первоначальном обучении и воспитании детей. Она также будет полезна преподавателям и студентам средних и высших педагогических учебных заведений.

 

Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения : в 6 томах. / Сост. С. Ф. Егоров. - М. : Педагогика, 1990. - 528 с. - ISBN 5-7155-0206-3 . - Текст : непосредственный.

Сочинения К.Д.Ушинского (1824 - 1870), одного из создателей русской общеобразовательной школы и основоположника отечественной педагогической науки, составляют золотой фонд знаний о воспитании, обучении и образовании подрастающих поколений. Многие его идеи сохраняют значение для современной педагогики и многонациональной советской школы. 

Ушинский К.Д. / сост. и авт. предисл. П. А. Лебедев. – переизд. – М. : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики). – ISBN 5891470160 : 20.57. – Текст (визуальный) : непосредственный.

У каждого выдающегося педагога есть заветные идеи, к которым он чаще всего и охотнее всего возвращается при обсуждении вопросов семейного и общественного образования. Есть этот круг идей, обладающий редкой участью не стареть со временем, и у Константина Дмитриевича Ушинского. Общечеловеческий, едва ли не вечный смысл этого круга добыт Ушинским из представлений о Человеке как высшем проявлении созидательных сил Природы, из наук о развитии человека, из мирового опыта совершенствования духовно-нравственного облика личности, её ума, воли и характера... Из глубочайшей веры в высшее предназначение каждого родившегося на Земле человека. Идеи этого круга освещены в Антологии.