Участниками литературного клуба «Гамбургский счет» прошло обсуждение повести Игоря Фролова «Учитель бога».
27 февраля 2013 года в читальном зале ИФОМК библиотеки БГПУ им. М. Акмуллы состоялась встреча участников литературного клуба «Гамбургский счет» с преподавателями и студентами физмата, СГФ и филфака БГПУ, на которой прошло обсуждение повести Игоря Фролова «Учитель бога».
Мероприятие открыл зав. информационно-библиографическим отделом библиотеки БГПУ Петр Федоров, который отметил актуальность обсуждаемого произведения. По его мнению, эта повесть является этапной не только для творчества самого автора, но и всей современной уфимской литературы, поскольку возвращает через сто лет к тем же проблемам богоискательства и богостроительства, которые не были решены в ХХ веке и явились причиной дальнейших социальных катаклизмов, отбросивших нашу страну на обочину мировой цивилизации.
Писатель Игорь Фролов подчеркнул, что его в этом произведении занимала проблема соединения художественного и научного мышления. К сожалению, после создания теории относительности в 1905 году наука решала лишь частные и сиюминутные задачи, а фундаментальные проблемы оставлялись на потом. Его герой попытался восполнить этот пробел.
Для студентов чтение этой повести оказалось непростой задачей. Для гуманитариев было трудно продраться через первые главы, изобилующие научной терминологией, а студентов физмата раздражало неуместное, с их точки зрения, соединение совершенно разных физических проблем. Зато некоторые из них отметили глубокую правдивость произведения и яркость изображения любви его главных героев.
Методист Уфимской епархии Ирина Ентальцева отметила, что повесть Фролова – это талантливое произведение большого писателя, вышедшего на новый уровень. Его герой честно ищет истину на научной ниве, но в области метафизики его подстерегают большие опасности.
Несколько вопросов автору задала студентка социально-гуманитарного факультета, пишущая курсовую работу по обсуждаемой повести. В частности она спросила: где проходит граница между гениальностью и безумием?
На этот вопрос автор повести ответил, что гениальность – это социальное явление, и признать человека таковым могут только другие люди, а не он сам.
Писатель Салават Вахитов зачитал записки, адресованные Игорю Фролову от самых стеснительных участников обсуждения.
Доцент кафедры культурологии БГПУ Римма Гильмиянова прочла повесть на одном дыхании. С ее точки зрения, подлинные художественные произведения не хочется анализировать, ими надо наслаждаться. Рассматриваемое произведение вызывает восхищение яркими образами, дерзновенностью научного поиска, точным и сочным языком, но у каждого читателя сложилось собственное видение этой повести, поскольку оно зависит от уровня образования, культуры и даже социального положения.
Писатель Всеволод Глуховцев задал вопрос автору о его отношении к достижениям современной физики. Ответ Фролова заключался в мысли о том, что современная физика уже давно уперлась в проблемы метафизики и пытается решить свои теоретические задачи с помощью философских построений. По его мнению, прорыв в этой области науки будет возможен лишь тогда, когда ученые начнут строить свои теории от простого к сложному, а не наоборот.
В полемическом запале писатель Александр Иликаев назвал героя повести рефлексирующим советским интеллигентом, который ничего не добился в жизни.
Старший преподаватель кафедры русской литературы БГПУ Ирина Прокофьева рассказала о том, что в повести «Учитель бога» создан цельный образ «женщины-осени». По ее мысли, только искренняя убежденность может помочь познать мир, который давно познан женщиной, ведь для нее все тайны Вселенной заключены в любимом существе. Именно женщина, дарующая счастье мужчине, делает его богом, наполняя его жизнь смыслом, подталкивая его к открытиям.
Игорь Фролов отметил, что в образе главной героини он попытался персонифицировать божественное начало Вселенной.
Писательница Светлана Чураева обратила внимание на место повести в творчестве автора. Это произведение стало итоговым и одновременно переходным к новому творческому уровню талантливого художника.
Уфимский поэт и музыкант Рустам Нуриев высказал мысль о том, что героя повести можно назвать «последним из могикан» уходящей советской науки.
Подводя итоги обсуждения повести, Петр Федоров заметил, что повесть «Учитель бога» стала революционным событием в современной уфимской литературе, поскольку ее автор с несомненным талантом воспел в образе главного героя уходящую из современной жизни творческую личность просветительского типа в эпоху надвигающегося нового варварства.
Как точно заметила Римма Гильмиянова, современный человек обладает большими возможностями в области информации, но за всеми новомодными информационными технологиями зачастую находится лишь одна пустота. Беда такой личности состоит в том, что в ней нет подлинной культуры. Повесть Фролова ценна тем, что поднимает непростые вопросы о судьбах интеллигенции в современном российском обществе.