Искусство Башкортостана

 «Искусство есть прохождение сил природы через существо человека»                                           Андрей Платонов

 
Вплоть до начала 20 в. в Башкортостане развивались различные формы традиционного народного искусства: ткачество ручное, резьба по дереву, войлоковаляние, тиснение по коже, вышивка, ковроделие и др., в которых нашло отражение народное понимание эстетической и поэтической красоты мира. За свою тысячелетнюю историю ими был сформирован самобытный стиль, вобравший как национальные традиции, так и заимствования монгольских, финно-угорских народов и иранских племен. Особенности орнаментально-декоративного искусства наложили определенный отпечаток на характер башкирской живописи, графики, скульптуры.
Первая изостудия открылась в начале 1910-х годах. Определенное воздействие на процесс формирования башкирского изобразительного искусства оказал основоположник русского футуризма Д.Д.Бурлюк. Становление искусства живописи в Башкортостане связано с деятельностью первых профессиональных художников Ю.Ю.Блюменталя, К.С.Девлеткильдеева, М.Н.Елгаштиной, А.П.Лежнева, А.Э.Тюлькина. В середине 50-х годов появилась плеяда ярких талантов: А.Ф.Лутфуллин, Б.В.Домашников, А.Д.Бурзянцев, Р.М.Нурмухаметов и др. Уральской природе посвящены произведения В.Э.Меоса, А.И.Платонова, С.А.Литвинова. Поэтически раскрыла тему народной жизни в жанре натюморта А.Х.Ситдикова. К вечным темам бытия обращаются Мухаметшин и Харисов. К 1960-м годам башкирское изобразительное искусство в общем контексте искусства страны стало явлением заметным и самобытным. Его специфику определило не только национальное содержание, но и оптимистический настрой произведений, обеспеченный искренней добротой, открытой непосредственностью образов и яркой насыщенностью колорита. С конца 80-х в башкирском искусстве развиваются формы авангардного искусства (творческие группы «Март», «Инзер», «Сары-бия», «Чингиз-хан»). На рубеже XX-XXI веков молодое поколение художников привнесло в башкирское искусство иное видение мира, более широкую проблематику и новые художественные взгляды. В произведениях все настойчивее стали звучать философские размышления о мире, о человеке и человечестве, отражающие мировоззренческие позиции авторов.