Психология для жизни

Чтобы понять науку,
 
надо обратиться к
пониманию человека.
С.Н. Булгаков

День психолога, отмечаемый в нашей стране ежегодно 22 ноября, — профессиональный праздник всех отечественных специалистов, работающих в сфере психологии. И хотя он пока официально не утверждён, но работа данных специалистов очень важна в нашей современной, полной переживаний и стрессов, жизни.

Предлагаем вашему обзор книг "Психология для жизни", по различным отраслям психологии.

Айзман Н. И. Психологические основы безопасности человека: учеб. пособие / Н. И. Айзман, Р. И. Айзман, С. М. Зиньковска. – Новосибирск: АРТА, 2011.- 272 с. – (Серия «Безопасность жизнедеятельности»).

Сохранение жизни и здоровья в различных экстремальных ситуациях в значительной степени зависит от психологической готовности человека, которая определяет стратегию его поведения. В настоящем учебном пособии изложены основные психофизиологические процессы, обеспечивающие поведение человека в экстремальных условиях и безопасность его деятельности, особенности личности, способствующие ее безопасному поведению, психологические проблемы управления безопасностью в профессиональной деятельности, а также некоторые методы психологической защиты и помощи при экстремальных и чрезвычайных ситуациях. В приложении даны учебная программа курса, тестовые задания для контроля знаний, словарь понятий и рекомендуемая литература. Пособие соответствует государственному образовательному стандарту профиля «Безопасность жизнедеятельности», предназначено для студентов вузов и средних учебных заведений, преподавателей, а также всех, кто интересуется вопросами психологии в обеспечении безопасности деятельности человека.

Актуальные проблемы развития личности: коллективная монография / отв. ред. Г. В. Бондаренко. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2014. – 240 с.

Монография посвящена актуальным вопросам исследования личности человека. В ней анализируются методологические, социально-психологические, учебно-воспитательные и профессиональные проблемы развития личности. Внимание также уделено изучению типологических особенностей развития человека и характеристике методов психологической помощи личности. Данный труд адресован специалистам по психологии личности, студентам и аспирантам психологических факультетов и может служить пособием в процессе изучения курсов: «Методология и история психологии», «Введение в профессию», «Общая психология», «Психология личности», «Социальная психология», «Психология общения», «Основы психологической коррекции» и «Социальная психология личности».

Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом. Теория и практика: учебник для бакалавров / Т. Ю. Базаров. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 381 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Автор является последовательным приверженцем идеи развивающейся организации. В учебнике внимание фокусируется на психологической составляющей сферы управления организации человеческими ресурсами. В частности, рассматриваются организационный контекст управления персоналом, основные подходы к управлению персоналом, жизненные стадии и циклы организации. Из многочисленного набора методов управления персоналом в учебник вошли лишь те, без которых психологическая работа с персоналом представляется невозможной. Это методы формирования кадрового состава, поддержания работоспособности персонала, реформирования организации. Учебник составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения.

Батыршина А. Р. История психологии: учеб. Пособие / А. Р. Батыршина. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 224 с.

Пособие содержит учебную программу по курсу «История психологии», планы семинарских занятий, формы организации контроля, дополнительные материалы для самостоятельной работы; вариативные формы организации зачета и экзамена; рекомендуемую литературу, а также вопросы и задания для самопроверки, тестовые и творческие задания.Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим направлениям, и преподавателей.

 
Волков Б. С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Б. С. Волков. – 7-е изд., перераб. и  доп. – М.: КНОРУС, 2016. – 348 с. – (Бакалавриат).
Рассматриваются особенности психического развития детей младшего школьного возраста. Представленные в книге схемы, таблицы, многочисленные психолого-педагогические ситуации с решениями помогут легко овладеть основными понятиями курса и научиться их использовать как в учебном процессе, так и в разных жизненных ситуациях.
Соответствует ФГОС ВО 3+

Для студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры, обучающихся по гуманитарным и педагогическим направлениям.

Волков, Б.С. Психология подросткового возраста: учебник / Б. С. Волков. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: КНОРУС, 2018. – 266 с. – (Бакалавриат).
Рассматриваются особенности психологии подросткового возраста. Учебный материал представлен в виде обобщенных логических схематических моделей и их краткого описания. Пособие снабжено жизненными ситуациями, задачами, заданиями, содержит литературу, список тем рефератов, контрольные вопросы и задания, а также словарь терминов.
Соответствует ФГОС ВО последнего поколения.

Для учителей, родителей и студентов педагогических учебных заведений, а также работников, имеющих дело с подростками.
 
Духновский С. В. Психология личности и деятельности педагога: Учебное пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2016. – 300 с.
Наибольшее внимание в книге уделяется проблемам культуры и саморазвития личности педагога в профессии, его здоровья и девиаций. Описываются особенности профессиональной деятельности учителя (мотивация, стиль, карьера), дается представление о конфликтах и кризисах в деятельности педагога, рассматриваются вопросы конструктивного и деструктивного их переживания. Раскрывается проблема межличностных отношений субъектов образовательного процесса, их гармоничности — дисгармоничности. Представлен психодиагностический блок, позволяющий многомерно изучить индивидуальность личности педагога. Книга адресована магистрантам, соискателям и аспирантам, обучающимся по направлению «Психолого-педагогическое образование».
 
Колесник, Н. Т. Клиническая психология: учебник для академического бакалавриата / Н. Т. Колесник, Е. А. Орлова; под ред. Г. И. Ефремовой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 359 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс
Кратко изложены основные проблемы клинической психологии. Раскрыты предмет, объект и задачи клинической психологии, проблема соотношения нормы и патологии, особенности работы клинических психологов в различных учреждениях. Рассмотрены проблемы нейропсихологии как раздела клинической психологии, представлен патопсихологический анализ нарушений познавательной и эмоционально-личностной сферы и психодиагностический инструментарий клинического психолога.
Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов, обучающихся по гуманитарным, в том числе психологическим и педагогическим, направлениям и специальностям, а также практических специалистов.
 
Коноваленко, В. А. Психология управления персоналом: учебник для академического бакалавриата / В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, А. А. Соломатин. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 477 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
Рассмотрены различные аспекты психологии управления человеком, имеющие прежде всего прикладное значение. Раскрыты законы психологии, предложены правильные стратегии управления человеком с учетом особенностей других людей. Персонал — важнейший ресурс любой организации, и именно он может наиболее эффективно решать поставленные перед организацией задачи. Учебник создан па основе практического и академического опыта авторов и дает цельное представление о сфере управления персоналом. Он способен оказать помощь в профессиональном росте тем, кто желает и готов подняться до уровня высококлассного управленца. Учебник составлен в соответствии с актуальными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и с учетом потребностей рынка груда. Для студентов вузов, а также для повышения квалификации действующих специалистов данной сферы.
 
Малкина-Пых И. Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. – СПб.: Питер, 2017. – 832 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
Во втором издании книги (предыдущее вышло в 2010 г.) рассмотрены предмет, история и перспективы виктимологии, а также существующие виды и формы насилия. Особое внимание уделяется анализу формирования повышенной виктимности личности, или «феномена жертвы». Также рассмотрены различные ситуации, попадая в которые человек становится жертвой, а именно: криминальные преступления; такие специфические виды насилия, как насилие над детьми, семейное насилие, сексуальное насилие (изнасилование), школьное насилие и насилие на рабочем месте. Проанализирована виктимология аддиктивного поведения. Описаны подходы к индивидуальному консультированию в каждом из указанных случаев, а также групповые формы работы в виде тренингов. Издание адресовано практикующим психологам и психотерапевтам, работающим с латентными или реализованными жертвами различных обстоятельств. Книга ценна прежде всего подборкой техник, которые специалист может использовать в практической работе.
 
Мандель Б. Р. Психология зависимостей (аддиктология): Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2015. – 320 с.
Учебное пособие представляет собой уникальный курс, включающий рабочую программу. Оно создано на основе разработанных программ по психологии в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Пособие содержит 18 глав, подробную примерную рабочую программу изучения дисциплины и создано на основе современных сведений по психологии, психиатрии и аддиктологии. Каждая глава завершается списком ключевых слов для запоминания и повторения, а также вопросами и заданиями. Кроме того, пособие содержит значительное число ссылок и пояснений, содержащих сведения об упоминаемых авторах и толкование терминов. Учебное пособие содержит также список дополнительной литературы, примерную тематику семинаров, список вопросов для самоподготовки к экзаменам и зачетам. Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, готовящих педагогов, психологов, медицинских работников, а также интересующихся аддиктологией как составной частью общей психологии и психиатрии.
 
Марютина Т. М. Психофизиология: общая, возрастная, дифференциальная, клиническая: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 436 с.
Учебник посвящен физиологическим основам психической деятельности и поведения человека. В исторической ретроспективе определяются предмет и задачи психофизиологии, излагаются представления о механизмах психической деятельности с позиций системного подхода, рассматриваются основные методы психофизиологии и сферы их применения. Приводятся теоретические модели и конкретные данные о психофизиологических механизмах психических процессов и функций (восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций, движения и т.д.). В разделе возрастной психофизиологии излагаются проблемы и эмпирические данные с точки зрения биологического созревания, психического развития и старения. Отдельно анализируются психофизиологические представления об индивидуальных различиях (дифференциальная психофизиология). В разделе прикладной психофизиологии даны современные представления по социальной и клинической психофизиологии. Учебник предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Психология» (бакалавриат).
 
Психология: учебное пособие / под ред. проф. Р. М. Фатыховой. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. – 212 с.
Учебное пособие раскрывает содержание дисциплин модуля «Психология» по направлению 051000 – педагогическое образование. Указывается перечень формируемых компетенций в процессе изучения психологических дисциплин, а также формы промежуточной аттестации и критерии оценки знаний. В помощь студентам дается характеристика основных психологических понятий для усвоения, конкретные профессионально-педагогические ситуации (кейсы), практико-ориентированные и творческие задания для оценки и самооценки формируемых компетенций. Положение о модульно-рейтинговой системе оценки знаний студентов, представленное в работе, может быть использовано в процессе изучения и других дисциплин по указанному направлению подготовки. Учебное пособие адресовано студентам, магистрантам, преподавателям психологии, методистам.
 
Старшенбаум Г. В. Аддиктология: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2017. – 320 с.: ил.
Пособие известного отечественного психотерапевта, доктора медицинских наук, профессора Г. В. Старшенбаума посвящено освещению одного из современных психологических и психотерапевтических направлений – аддиктологии. Многолетний опыт работы с пациентами, страдающими как химическими, так и эмоциональными зависимостями, позволяет автору проанализировать глубинные механизмы различных аддикций. В книге дается детальное описание клинической картины, диагностики и терапии различных форм аддиктивного поведения, приводятся выдержки из историй болезни пациентов, успешно прошедших курс психотерапии по методике, разработанной автором. Пособие предназначено для подготовки психологов, психотерапевтов, психиатров и наркологов.
 
Фетискин Н. П. Психология гендерных различий: учебное пособие / Н. П. Фетискин. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015 с. – (Высшее образование).
Гендерная проблематика становится все более привлекательной для психологического сообщества. Именно в рамках гендерной психологии сегодня наблюдается интенсификация изучения разноуровневых гендерных особенностей. Игнорирование половых и гендерных различий не только искажает психологическую реальность мира, но и делает его бесполым. Данная работа рассматривает методологические основы гендера, специфику половых и гендерных различий, выделяет методологические и психологические барьеры, препятствующие изучению гендерной проблематики в российской психологии. Делается акцент на актуализации мужских исследований и типических трансформаций мужской маскулинности. Проведен анализ и подбор валидных исследовательских методов и методик, имеющихся в отечественной и зарубежной гендерной психологии. Книга адресована преподавателям вузов, практическим психологам, социологам, социальным педагогам и работникам, аспирантам и студентам, интересующимся гендерной психологией.
 
Шаяхметова, Э.Ш. Основы психофизиологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки: 030300 – « Социальная психология» / Э. Ш. Шаяхметова, Л. Г. Нагорная, А. Н. Нугаева. — Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2015. — 149 с.Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и программами курса психофизиологии профессиональной деятельности для будущих психологов. Помимо теоретического материала пособие содержит практикум по курсу, словарь основных терминов, вопросы и тестовые задания для самоконтроля. Адресовано студентам, слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки.