«Ключи к искусству рисунка»

«Рисунок – основа всего; в нем истина, а первое требование от произведения искусства – истина»

                                                                                                Э.А.Бурдель

Предлагаем вашему вниманию обзор книг по рисунку. С представленными книгами вы можете ознакомиться в библиотеке Художественно-графического факультета (учебный корпус №1, комната 309).

Познакомившись с книгами, представленными в обзоре, читатель войдет в мир современных техник и материалов для рисования. Авторы книг раскрывают теоретические и практические основы рисунка. Описания секретов ремесла, художественные приемы, рассматриваемых в книгах, пригодятся и новичку, и художнику-профессионалу.

Всё о технике: рисунок. Незаменимый справочник для художников. – Москва: Арт-Родник, 2000. – 143 с.

Цель книги – дать читателю подробные сведения о технике рисунка. 

 

 

Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Академия, 2004. – 232 с.
В учебном пособии на основе своего собственного опыта и анализа набросков и зарисовок выдающихся художников прошлого и современности автор раскрывает роль быстрых рисунков (набросков и зарисовок) в эстетическом познании действительности, обосновывает наиболее характерные и типичные методы их выполнения, вскрывает психологические механизмы быстрого рисования. Особое внимание в книге уделяется методике выполнения набросков и зарисовок различных объектов и явлений действительности: предметов быта, овощей, фруктов, пейзажа, животных фигуры человека и др. Рассматривается роль набросков и зарисовок в педагогическом  рисовании, показываются приемы проведения занятий по наброску с натуры в общеобразовательной школе.
 
Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов. / авт.-сост. В.Надеждина. – Минск: Харвест, 2010. – 128 с.
В книге  даны основы академического рисунка, включающие рисование с натуры, тематическое рисование, ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Практические советы помогут начинающим освоить работу с линией, тоном, светотенью, перспективой.
 
Менотти  М. Рисунок. Перенимаем секреты знаменитых мастеров  / Мозе Менотти; (пер. с ит. Н.Лебедевой). – М.: Эксмо, 2010 – 128 с.: ил.
 
 
 
 
 
 
   
Хогарт Берн.  Рисунок человека в движении. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 176с. 
«Рисунок человека в движении» - самое существенное и трудное, чему должен научиться художник. Наиболее сложная проблема – представить фигуру в огромном разнообразии поз, которое принимает тело в движении, поз, которые погружают различные формы тела в глубокое пространство и показывают их в далекой перспективе. Перспектива сама по себе фактически является отдельным и весьма проблематичным аспектом в изображении фигуры.
 
Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: учебник – М.: Эксмо, 2006. – 480 с., ил.
В предлагаемой книге рассматриваются теоретические и методические вопросы изобразительной грамоты. Книга содержит полный объем основных учебных заданий по рисунку, расположенных в строгой последовательности усложнения задач, рассматривает основы композиции, перспективы, пропорции, законы светотени и пластической анатомии, дает представление о форме, объеме и конструкции. Особое внимание автор уделяет методике конструктивно-структурного изображения предметов, а также конструктивно-анатомическому анализу сложной живой  формы, основанному на закономерностях их строения. Основные принципы учебного рисунка с натуры, приведенные в книге, способствуют формированию и развитию объемно-пространственных представлений и совершенствованию графических навыков у заинтересованных читателей.
 
Додсон Б. Ключи к искусству рисунка / пер. с англ. Е.А.Мартинкевич – Мн.: ООО «Попурри», 200 – 224 с.: ил.
Автор книги утверждает: «Любой человек, способный держать карандаш, может научиться рисовать!» - и вручает вам на её страницах  «55ключей», ведущих к профессиональному освоению искусства рисунка. Рассказы о них перемежаются множеством упражнений для наработки и шлифования практических навыков.
 
Медведев Л.Г. Академический рисунок в процессе художественного образования. – Омск: «Наука», 2008. - - 290 с.: ил.
Монография посвящена одной из важнейших проблем профессионального становления художника, сочетающего в себе высокое  профессиональное мастерство и творческую продуктивность.
В работе в доступной форме раскрываются особенности творческого процесса рисования, анализируются психологические закономерности восприятия для рисования, выявляются признаки, составляющие суть художественности рисунка. Обосновывается последовательность рисования, даются рекомендации, предусматривающие обучение в процессе посильного творчества, по рисованию натюрморта, гипсового слепка головы и анатомической фигуры, портрета, однофигурной композиции.
 
Никодеми Г.Б. Школа рисунка / пер. Г.Семеновой. – М.: Эксмо, 2007. – 160 с.: ил.
Данное пособие разработано для тех людей, которые страстно хотят ощутить себя настоящими художниками и приступить  к написанию картин, но не  обладают необходимой для этого техникой рисунка. Основная задача предлагаемой методики – дать толчок художественному развитию личности, научить начинающего художника технике быстрого и уверенного штриха, умению выразить форму, объем и предмет в целом.
 
Лушников Б.В. Рисунок. Портрет: учеб.пособие для студ.высш.учебных заведений. – М.: Владос, 2004. – 144 с.: ил.
Учебное пособие направлено на активизацию восприятия, углубление знаний в области анатомического, конструктивно-пространственного строения головы, развитие творческих способностей студентов  в работе над портретным рисунком. Пособие построено на материале авторских быстрыхз портретных рисунков и их ретроспективном анализе.
 
Верделли А. Рисунок. Искусство рисунка / пер. Г.Сахацкого. – М.: Эксмо, 2003. -  160 с., ил.
Настоящая книга представляет собой в высшее степени эффективное средство овладения искусством рисунка, которое, в свою очередь, является необходимой предпосылкой для перехода к освоению живописи. В ней приводится перечень технических возможностей, предоставляемых рисунком, и, что самое главное, представлены сотни образцов, которые можно копировать, прежде чем переходить к изображению натуры.
 
Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: учеб.для студентов худож.-граф.фак.пединститутов. – М.: Просвещение, Владос, 1995. – 239 с.: ил.
Обращаясь к опыту академического рисования художников разных стран и народов – А.Дюрера, Леонардо да Винчи, И.Крамского, П.Чистякова и других, автор раскрывает теоретические и практические основы рисунка. Особо выделены материалы по педагогическому рисунку, овладеть  которым необходимо каждому преподавателю изобразительного искусства. Книга воспроизводит фрагменты рекомендаций и специальных рисунков из популярных в прошлом старинных пособий по рисованию.