«Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок»
Р. Эмерсон
21 марта на планете отмечается важный экологический праздник - Всемирный день Земли.
Всемирный день Земли был провозглашен Генеральным секретарем ООН в марте 1971 года и отмечается ежегодно в день весеннего равноденствия. Всемирный день Земли празднуется во многих странах мира в день весеннего равноденствия, чтобы отметить момент, когда начинается весна в Северном полушарии или осень в Южном полушарии.
Традиция празднования Дня Земли в марте была заложена Джоном Макконеллом, бизнесменом и издателем, создателем флага Земли. Он представил проект празднования Дня Земли на конференции ЮНЕСКО по вопросам окружающей среды в ноябре 1969 г. Руководством города Сан-Франциско была издана Декларация о Дне Земли, и 21 марта 1970 г. в первый раз было организовано чествование этого дня.
Каждый год в Международный день Земли в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке звонит Колокол Мира, призывая людей Земли ощутить всепланетную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома. Колокол Мира - символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, вечного братства и солидарности народов. И в то же время - это призыв к действию во имя сохранения мира и жизни на Земле, сохранения Человека и Культуры. Колокол Мира отлит из монет, пожертвованных детьми всех континентов, а также орденов, медалей и других почетных знаков людей из разных стран. Надпись на Колоколе гласит: "Да здравствует всеобщий мир во всем мире", рассказывает портал ЮГА.ру.
Во время празднования Всемирного дня Земли в разных странах проводятся самые разнообразные мероприятия и акции: экологические конференции, выставки о природе, проходит закрытие автомобильного движения на оживленных улицах крупных городов, активисты организуют уборку территорий и посадку деревьев.
С 1988 года Всемирный день Земли отмечается официально в России.
Следует отметить, что Всемирный день Земли кроме 21 марта также отмечается еще и 22 апреля.
Предлагаем вашему вниманию виртуальную выставку, посвященную Международному дню Земли.
Воронков, Н. А. Экология: Общая, социальная, прикладная: (Общеобразоват. курс): учебник для студентов вузов / Николай Александрович; Н. А. Воронков. - М.: Агар, 1999. - 422 с.
В учебнике изложены основы экологии, с которыми доложен познакомиться каждый студент (специалист) вне зависимости от получаемой специальности. В нем в доступной форме, при максимально возможном сохранении научного уровня, излагаются основные вопросы классической и современной экологии.
Акимова, Т. А. Экология. Человек - экономика - биота - среда: [учеб. для студентов вузов] / Татьяна Акимовна, Владлен Владимирович ; Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. - 3-е изд.; перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 495 с.: ил. - Библиогр.: с. 486-495. В данном учебнике рассмотрены проблемы, которые входят в сферу «Большой» экологии. В качестве центрального объекта макроэкологии выступает глобальная экосфера – сочетание современной биосферы и созданной человеком техносферы (система «человек – экономика – биота – среда»), или глобальная эколого-экономическая система. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также работников природоохранных и эколого-экономических служб.
Коробкин, В. И. Экология: учеб. для студентов бакалавр. ступени многоуровневого высш. проф. образования / Владимир Иванович, Леонид Васильевич ; В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - Изд. 18-е; доп. и перераб. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 602 с.: ил. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 599-602.
Учебник соответствует требованиям действующих с 2010 года ФГОС ВПО, 2010. Состоит из двух частей – теоретической и прикладной. В пяти его разделах рассмотрены основные положения общей экологии, учения о биосфере, экологии человека; антропогенные воздействия на биосферу, проблемы экологической защиты и охраны окружающей среды. В целом учебник формирует у студентов новое экологическое, ноосферное мировоззрение.
Предназначается для студентов бакалаврской ступени вузов, также для магистрантов технических направлений, учителей и учащихся школ, лицее, колледжей, а также для широкого круга ИТР.
Наумова, Л. Г. Краткий словарь основных понятий и терминов современной экологии: учеб. пособие / Лениза Гумеровна, Б. М. Миркин ; Л. Г. Наумова, Б. М. Миркин ; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО БГПУ. - Уфа : [БГПУ], 2009. - 230 с.: ил. - Библиогр.: с. 229.
Рассматриваются более 400 основных понятий и терминов экологии. Характеризуются основные концепции современной биологической экологии: адаптация организмов к условиям среды, популяции, экосистемы, биосферы, биологического разнообразия. Содержатся статьи по проблемам прикладной экологии (основам рационального природопользования и охраны природы, сельскохозяйственной, городской, промышленной) и социальной экологии.
Словарь предназначен для студентов-бакалавров всех направлений, студентов-специалистов и магистров по направлениям биологии и географии, а также учителями и учащимися старших классов.
Стурман, В. И. Глобальные и региональные экологические проблемы: учеб. пособие для вузов / Владимир Ицхакович; В. И. Стурман, В. П. Сидоров; М-во образования и науки РФ, Удмуртский гос. ун-т. - Ижевск: Удмуртский ун-т, 2005. - 421 с. - Библиогр.: с.405-418.
Преподавание курса глобальных и региональных экологических проблем (ГРЭП) рассчитано на ознакомление студентов, подготавливаемых к природоохранной и педагогической работе, с основными научными данными о современной экологической ситуации в России и в мире.
Настоящее пособие может быть также использовано при изучении дисциплин «Региональное природопользование» и «Социальная экология» специальностей экологической группы и при обучении по специальности «География».
Медведев, В. И. Экологическое сознание: учеб. пособие для студентов вузов / Всеволод Иванович, Айгуль Абдулхаевна; В. И. Медведев, А. А. Алдашева. - 2-е изд.; доп. - М. : Логос, 2001. - 384 с. - (Учебник ХХI века). - Список рек. лит: с. 378-382.
Рассматривается экологическое сознание как один из важнейших элементов сознания вообще. Представлены различные виды экологического сознания, процесс его исторического развития, роль когнитивных процессов, конфликты, возникающие в нем. С этих позиций анализируется экологическое поведение и экологическое воспитание, а также роль общественных экологических движений.
Для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Экология», а также для учителей и преподавателей общеобразовательных и профессиональных учебных заведений при освещении экологической проблематики. Представляет интерес для экологов, психологов, философов и социологов.
Экология России: [учеб. для студентов пед. вузов] / [под ред. А. В. Смурова и В. В. Снакина]. - М.: Академия, 2011. - 352 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогическое образование) (Бакалавриат). - Библиогр.: с. 342-349.
В учебнике оценивается современное экологическое состояние территории России. Рассматриваются природные условия и факторы окружающей среды, масштабы антропогенного воздействия (промышленности, транспорта, сельского хозяйства и других отраслей) на качество поверхностных и морских вод, воздуха, почвенного покрова, флоры и фауны. Дается оценка территории России с точки зрения благоприятности природных условий для жизнедеятельности и здоровья населения. Приводятся сведения о системе особо охраняемых природных территорий и восстановительном природопользовании.
Для студентов учреждений высшего педагогического профессионального образования.
Экология и экономика природопользования: [учеб. для студентов вузов] / под ред. Э. В. Гирусова. - 4-е изд. ; перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 607 с. - (Золотой фонд российских учебников). - Библиогр.: с. 595.
Рассмотрены социальный, экономический, юридический и управленческий аспекты экологии в современных условиях. Показана история становления экологии как специфической области биологического знания и дальнейшего ее развития вплоть до науки социоприродного статуса. Прослежены причины возникновения экологического кризиса и показаны принципиальные пути его преодоления средствами совершенствования научно-технических и экономико-управленческих решений. Представлены способы решения проблем экономики природопользования с использованием экономико-математических моделей.
Для студентов и преподавателей вузов, а также специалистов и руководителей предприятий различных форм собственности.
Наумова Л.Г., Хазиахметов Р.М., Миркин Б.М. Глобальные экологические проблемы человечества: учебное пособие – Уфа: БГПУ, 2015. – 141 с.
В данном учебном пособии рассмотрен широкий круг проблем глобальной экологии. Охарактеризовано состояние мира на рубеже тысячелетий: разрушение биосферы под влиянием хозяйственной деятельности человека и последствия глобализации. Обсуждаются основные глобальные проблемы, стоящие перед человечеством – демографическая, сохранения биологического разнообразия, продовольственная, урбанизации, энергетическая, ресурсов и отходов.
Рекомендовано студентам старших курсов вузов (бакалаврам и магистрам), также аспирантам и научным сотрудникам, работающим в сфере рационального природопользования и сохранения биоразнообразия.