Гений и его эпоха (к 450-летию У. Шекспира)

          При жизни никто не смотрел на Уильяма Шекспира (1564 – 1616гг) как на писателя, тем более – как на гения. Настоящий культ Шекспира начался только в конце XVIIIвека. Тайна его творчества не разгадана и по сей день. Шекспир вечен, как сама жизнь. Написанные пером этого гения пьесы ознаменовали собой великую эпоху и в театре, и в литературе, и в духовной истории человечества.

Книги, представленные на выставке, находятся в фонде Центрального читального зала.

   Барг, М.А.  Шекспир и история. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – Москва: Наука, 1979. – 216 с., ил., 0,5 ил.

О Шекспире написано множество книг, но его исторические воззрения не изучены еще достаточно полно. В книге сделана попытка рассмотреть взгляды великого драматурга на историю в тесной связи с научными, философскими представлениями и особенностями культуры тюдоровской эпохи. Автор на основе исторических хроник Шекспира рассматривает его взгляды на взаимоотношения человека и общества, на проблему власти и т.п.

   Гилилов, И.М.    Игра об Уильяме Шекспире, или Тайны Великого Феникса. – 2-е издании, исправленное и дополненное – Москва: Международные отношения, 2000.-512 с.: ил.

Эта книга – результат новаторских исследований литературных и исторических фактов, связанных с феноменом Шекспира. Читатель узнает об истории знаменитого «шекспировского вопроса», об открытиях автора, начавшихся с самого загадочного произведения – поэмы «Феникс и Голубь», до этого всегда переводившейся на русский язык неправильно. Эти открытия дают ключ к постижению потрясающей тайны в истории человеческой культуры – тайны Великого имени – Shakespeare. Книга И.М. Гилилова не имеет аналогов на русском языке, о ряде установленных им фактов впервые узнали и западные ученые. Строгая научность, насыщенность информацией сочетаются в книге с увлекательным стилем изложения.
Первое издание книги вызвало обширную и бурную дискуссию. Поэтому в настоящем издании, в котором добавлено много новых и интересных фактов, дается обзор полемики вокруг произведения Гилилова.
 

Комарова, В.П. Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1989. – 200 с.
В монографии исследуется внутренние закономерности словесных образов в произведениях Шекспира, их идейная и эмоциональная роль, показан реалистический характер шекспировских метафор. Жизнь государства и общества часто предстает у Шекспира в сложных аллегориях: сад, корабль, океан и реки, пчелиный улей, дерево и др., - что помогает понять общие законы жизни и характеры героев. Главное внимание уделено трагедиям «Юлий Цезарь», «Гамлет», «Отелло», «Макбет», «Король Лир» и «Кориолан».
 

 Левин, Ю.Д. Шекспир и русская литература XIX века. – Ленинград: Наука, 1988. -328 с.
В монографии рассматривается восприятие драматического наследия В. Шекспира в XIX в., т.е. в тот период, когда это наследие играло наиболее активную роль в духовной жизни русского общества. Показана критическая интерпретация шекспировских пьес, творческое освоение его драматической и художественных образов. В общем процессе восприятия намечены этапы, связанные с ходом развития русской литературы. Основная часть посвящена истории русских переводов пьес Шекспира в связи с эволюцией переводческих принципов в России.
 

 Маген Ж. –М., Маген А. Шекспир. Серия «след в истории». – Ростов - на – Дону: Феникс, 1997. – 448с.
Кажется, что все известное о Шекспире уже сказано, как, впрочем, и о его произведениях. Авторы этой книги разрушают подобные стереотипы. Они предпринимают смелую попытку осветить уже известные факты из жизни и творчества драматурга с иной, отличающейся от традиционной, точки зрения – с позиции кубистского видения, через трехмерное историческое пространство. Перед нами появляется человек в двух лицах, не похожих друг на друга. В одном из них узнается знакомый всем Шекспир – драматург. Во втором – за привычными чертами просматривается живой человек, а не божество с поэтического Олимпа.
 

Урнов, М.В., Урнов, Д.М. Шекспир. Его герой и его время. – Москва: Наука, 1964. – 208 с., ил.
Каждая страница этой книги содержит почтительное признание громадной работы, выполненной советскими, русскими и зарубежными шекспироведами. Однако на тех же страницах можно встретить прямую или косвенную полемику. Жанр книги не позволяет развернуть ее. Она проскальзывает иногда в намеке.
 

 Урнов, М.В., Урнов, Д.М. Шекспир. Движение во времени. – Москва: Наука, 1968. – 152 с., ил.
Эта книга дополняет и развивает очерк тех же авторов «Шекспир. Его герой и его время», выпущенный в 1964 г. К 400 – летнему юбилею великого драматурга. Настоящая книга – это и второе издание первой книги и продолжение ее. Продолжение разносторонней беседы с читателем о Шекспире, о прижизненной и посмертной судьбе его творчества, об Англии шекспировской поры, о замечательной эпохе, в которую жил Шекспир, о русской традиции сценического и литературного толкования шекспировских пьес. Используя новый материал, авторы, вместе с тем, остаются верны своей прежней главной задаче: создать образ великого художника таким, каким представляет его себе человек нашего времени.
 

 Холлидей, Ф. Шекспир и его мир/ пер. с англ.; Предисловие В. Харитонова. – Москва: Радуга, 1986. – 168 с., ил.
Книга «Шекспир и его мир» принадлежит перу крупнейшего шекспироведа Ф. Холлидея. Она отмечена глубоким научным подходом, написана ясно и живо. Со страниц книги предстает образ человека, живущего в ногу со своим временем, его тревогами, радостями и надеждами. Богатый иллюстрированный материал зримо воссоздает яркие черты эпохи.
 

 Шекспир в мировой литературе: сборник статей/ под ред. Б. Реизова. – Москва, Ленинград: Художественная литература, 1964.- 383 с.
 

 Шекспир В. Гамлет, принц датский: Трагедия/ пер. с англ. Б. Пастернака; Предисл. С.И. Бэлзы; Коммент. А. Зверева; оформл. серии С. Любаева; ил. Б. Дехтерева. – Москва: Детская литература, 2000. – 190 с.: ил.
Самая знаменитая трагедия гения английской литературы «Гамлет, принц датский» представлена в переводе Бориса Пастернака.
 

 Шекспир У. Комедии: Пьесы/пер. с англ. М. Зенкевича, М. Донского, П. Мелковой, Т. Щепкиной-Куперник. Вступ. ст. В. Татаринова.- Москва: Эксмо, 2004. – 736 с.

 Шекспир У. Комедии / вступ. ст. и коммент. А. Зверева; Худож. А. Симанчук. – Москва: Детская литература, 2003. – 304 с.: ил.  В книгу вошли широко известные комедии английского драматурга У. Шекспира.
 

 Шекспир У. Отелло. Король Лир: Трагедии/ с англ. Б. Пастернака; Худож. – оформитель Б.Ф. Бублик. – Харьков: Фолио; Москва: АСТ, 2000. – 400 с.
Отталкиваясь от уже существующего сюжета, Шекспир преображает его так, что достаточно заурядная авантюрно-криминальная история приобретает черты высокой трагедии духа.
Известно классическое высказывание А.С. Пушкина : «Отелло от природы не ревнив – напротив: он доверчив». Вместо истории преступления Шекспир написал историю человека, отличающегося от остальных не только цветом кожи, но и своими душевными свойствами: честностью, прямотой и детской доверчивостью.
 

 Шекспир В. Ромео и Джульетта: Трагедия в пяти актах/ пер. с англ. Б. Пастернака – Минск: Народная асвета, 1980. – 140 с., ил.
В трагедии великого английского поэта и драматурга изображен конфликт, имеющий социально-нравственную основу. Любящие друг друга герои гибнут, но сила их чувства одерживает победу над варварскими пережитками средневековья.
 

 Шекспир, Уильям Сонеты. Избранное. – Москва: АСТ: Астрель, 2010. – 352.:ил.
«Первая же страница Шекспира, которую я прочитал, покорила меня на всю жизнь, а одолев первую его вещь, я стоял как слепорожденный, которому чудотворная рука вдруг даровало зрение! Я познавал, я живо чувствовал, что мое существование умножилось на бесконечность; все было мне ново, неведомо, и непривычный свет причинял боль моим глазам. Час за часом я научился видеть, и – хвала моему познавательному дару! – я еще и теперь чувствую, что мне удалось приобрести» ( И.-В. Гете).
 

 Шекспир В. Трагедии: Пьесы/ пер. с англ. М. Донского, Ю. Корнеева, Б. Пастернака. – Москва: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 768 с.
 

 Шекспир В. Трагедии/ пер. с англ. Б. Пастернака; Примеч. А. Аникста, М. Морозова. – Ленинград: Художественная литература, 1982. – 384 с.
В сборник вошли трагедии великого английского драматурга Вильяма Шекспира «Ромео и Джульета» (1595), «Отелло» (1604), «Макбет» (1606) и «Антоний и Клеопатра» (1607).
 

 Шембаум С. Шекспир: краткая документальная биография/ пер. с англ. А. А. Аникста, А.Л. Величанского; вступ. ст. А. А. Аникста. – Москва: Прогресс, 1985. – 432с., ил.
В своей книге известный американский шекспировед С. Шенбаум в строго хронологической последовательности, обстоятельно и научно объективно излагает собранные в течении нескольких веков факты и документы, относящиеся к биографии великого английского поэта, одного из выдающихся драматургов мира.