Обзоры

СОЗИДАЯ ЧЕЛОВЕКА

(К 80-летию со дня рождения Ш.А. Амонашвили)

8 марта исполнилось 80 лет замечательному педагогу, доктору наук, профессору, академику с мировым именем, автору учения о гуманной педагогике Шалве Александровичу Амонашвили.

В «Учительской газете» публикуется статья А. Хрусталевой (1), в которой рассказывается о профессиональной деятельности педагога-новатора и основных вехах в его жизни. Здесь же печатаются воспоминания самого Шалвы Александровича о его учительнице литературы, чья личность послужила образцом учителя-гуманиста и сыграла решающую роль в выборе дела всей его жизни.

Газета «Известия» (2) также откликнулась на юбилей заметкой Дмитрия Быкова, в которой автор с присущей ему эмоциональностью и пристрастностью рассказывает о своем видении педагогики Амонашвили.
Начав статью с несогласия с некоторыми моментами учения юбиляра, автор, высказав опасение, что его могут обвинить в бестактности, возражает возможным оппонентам: «Какое это счастье, что у нас есть учитель, с которым можно спорить! Что у нас есть живая и динамичная педагогическая система. Которая в 60-70-е годы была глотком кислорода, адекватнейшим и остроумнейшим ответом на казарменность советской школы, на беспрерывное унижение и унификацию…».
Заключительная часть статьи не только раскрывает в нескольких предложениях суть новаторской педагогики Ш.А. Амонашвили, но становится настоящим гимном ученому-гуманисту.
«Амонашвили запретил видеть в школьниках безликих, изначально виноватых «учащихся» и научил воспринимать их как людей, имеющих право на собственное мнение. Одновременно с Соловейчиком он настаивал на педагогике сотрудничества, отрицая педагогику насилия, требовал для детей права на индивидуальную программу, побеждал пресловутую стандартизацию и муштру, защищал изгоев, которых класс травил часто вместе с учителем… И не увидеть в педагогике Амонашвили этого страстного желания прежде всего защитить личность (которую в СССР традиционно стремились затоптать) может только Угрюм-Бурчеев от педагогики.
Учение Амонашвили самой сутью своей противостоит стандарту, и в этом его особая актуальность сегодня, когда советское образование разрушено, а новое не создано. Да здравствует умный, мыслящий, спорный, заблуждающийся великий учитель. Да здравствует учитель, воспитывающий такого же умного и нестандартного ученика!», - такими словами заканчивает свою заметку Д. Быков.

Одной из наиболее известных является книга Амонашвили «Личностно-гуманная основа педагогического процесса», вышедшая впервые в издательстве «Педагогика» в 1984 году и неоднократно переизданная (3). В книгу вошли работы «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников» и «Единство цели». Первая может служить учебным пособием по педагогике сотрудничества. В ней рассматриваются способы организации учебного материала учебно-позновательной деятельности, система оценивания результатов учения, структура и построение уроков. Вторая работа является иллюстрацией теоретических положений новой методики обучения. Книга предназначена для работников народного образования.

Следующая книга, предлагаемая вашему вниманию, называется «Гуманно-личностный подход к детям» (4). В Обращении к читателям, с которого начинается книга, Шалва Александрович рассказывает об экспериментальных поисках путей обновления школы, которые он вел со свими коллегами еще с 60-х годов. «Вывод, который был сделан нами,- пишет Амонашвили, - заключается в том, что ребенку надо предоставить в образовательном процессе не столько общее развитие, мотивы, сколько саму жизнь. Ребенок не готовится к жизни, он уже живет. Гуманная педагогика при этом требует личностной позиции учителя. Гуманная педагогика в первую очередь есть образ мышления, и поэтому педагогическая позиция учителя направляет его творчески-ориентированную деятельность».

И еще одна книга, о которой хочется сказать, называется «Школа жизни» с подзаголовком «Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики» (5). В аннотации сказано, что трактат создан автором как реальная поддержка учителей в их стремлении освоить систему гуманно-личностного подхода к детям. В нем изложена целостная концепция нового типа образования со своей философской основой, понятийной базой, принципами и направлениями осуществления. Трактат посвящен начальной ступени школы, но его идеи и основы являются едиными для гуманно-личностного образовательного процесса на любой ступени школьной жизни, вузовского образования, семейного и общественного воспитания.

Сноски

  1. Хрусталева, А. Шалва Амонашвили: Утверждающий – богат, отрицающий – беден // Учит. Газ. – 2011. - № 10 (8 марта). – С. 24.
  2. Быков, Д. Учитель, с которым можно спорить // Известия. – 2011. – 9 марта. – С. 6.
  3. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. – Минск : Университетское, 1990. – 560 с. – (Б-чка сер. «Университет – школе»).
  4. Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили. – М. : Изд-во «Институт практической психологии» ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. – 544 с. – (Психологи отечества).
  5. Амонашвили, Ш. А. Школа жизни : трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики / Ш. А. Амонашвили. – М. : Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 80 с. – (Творческая лаборатория учителя).

Лидия Гуменская, ведущий библиограф библиотеки БГПУ им. М. Акмуллы